Уточнен порядок перехода на новые правила учета нематериальных активовКомитет по рекомендациям 25 октября утвердил Рекомендацию Р-155/2023-КпР «Переход на ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы». Необходимость принятия данной рекомендации обусловлена приближением начала применения нового федерального стандарта по учету нематериальных активов. Он вступает в силу для обязательного применения начиная с бухгалтерской отчетности за 2024 год. Это значит, что большинство организаций (кто не воспользовался возможностью досрочного применения стандарта) должны внедрить новую учетную политику с начала следующего года, сформировав при этом соответствующие входящие данные по нематериальным активам. Новый стандарт предусматривает различные варианты отражения последствий изменений учетной политики. Как и во всех других новых стандартах в качестве общего правила предусмотрен ретроспективный переход, то есть, как если бы стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. В случае ретроспективного перехода нематериальные активы будут отражены по балансовой стоимости, которая в соответствии с пунктом 29, представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Корректировки всех трёх стоимостных элементов балансовой стоимости в связи ретроспективным применением будут отнесены на нераспределенную прибыль. Вместе с тем, пунктом 53 ФСБУ 14/2022 предусмотрен упрощенный вариант перехода, при котором организация не пересчитывает сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному. В данном пункте подробно описаны переклассификации и списания активов, которые организация в любом случае должна была бы сделать в случае перспективного применения стандарта. При этом указанные пункты не предусматривают каких-либо корректировок стоимостных элементов балансовой стоимости нематериальных активов – первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения. В этом контексте ФСБУ 14 предусматривает более радикальные переходные упрощения по сравнению с аналогичными положениями ФСБУ 6/2020 «Основные средства». В частности в случае выбора альтернативного варианта перехода организация освобождается даже от необходимости пересчета накопленной амортизации нематериальных активов, в отличие от накопленной амортизации основных средств, которую при переходе на новый стандарт организации должны были пересчитывать в любом случае, даже при выборе упрощённого варианта. Фактически описанный в пункте 53 ФСБУ 14/2022 порядок перехода представляет собой перспективное применение нового стандарта. Руководствуясь буквальным прочтением пункта 53, организация осуществит переходную корректировку на начало 2024 года без учета накопленного ранее обесценения нематериальных активов и без учета корректировок накопленной по ним амортизации и их первоначальной стоимости. Многие организации заинтересованы в предоставленной пунктом 53 ФСБУ 14 возможности не пересчитывать сравнительные показатели за предшествующий период, но при этом полагают, что отказ от единовременного пересчёта всех стоимостных элементов балансовой стоимости нематериальных активов может ввести пользователя бухгалтерской отчетности в заблуждение относительно реального финансового положения организации (в части информации о нематериальных активах) и реальных финансовых результатов отчетного и последующих периодов (в части прибылей и убытков, обусловленных нематериальными активами). Аналогичные вопросы возникают также в отношении незавершенных капитальных вложений в нематериальные активы при переходе на ФСБУ 26 в редакции приказа Минфина России от 30.05.2022 № 87н. Рекомендацией Р‑155 предусмотрен промежуточный вариант перехода на новый стандарт – применение пункта 53 с элементами ретроспективного перехода по пункту 52. В частности, организация может произвести единовременную корректировку балансовой стоимости нематериальных активов и капитальных вложений в них на начало 2024 года путем корректировки одного или нескольких стоимостных элементов балансовой стоимости нематериальных активов – первоначальной стоимости, накопленной амортизации, накопленного обесценения. При этом организация сохраняет за собой право не пересчитывать сравнительные показатели за периоды до 2024 года. Такой вариант позволяет найти оптимальное соотношение между качеством отчётной информации и затратами на её формирование. С одной стороны, организация единовременно обновит данные о нематериальных активах, оставив в прошлом «рудименты» старых правил, и начнёт учитывать нематериальные активы по-новому, отталкиваясь сразу от обновлённых данных. С другой стороны, ей не придётся тратится на дорогостоящий пересчёт сравнительных данных за прошлые периоды. 30.10.2023 | 2270 просмотров |