Массовые точечные поправки в МСФО

Массовые точечные поправки в МСФО

22 мая 2008 г. Совет по МСФО выпустил объёмный комплект точечных поправок, охвативший значительную часть действующих стандартов.

Это первый опыт реализации нового проекта МСФО по совершенствованию формулировок в уже выпущенных стандартах. Когда в октябре 2007 года Совет объявил о своих планах, предполагалось внести изменения в 25 стандартов. После обсуждения проекта в итоговом варианте остались поправки лишь в 20 стандартов.

Одна группа изменений, внесённых в IAS 8, IAS 10, IAS 18, IAS 20, IAS 29, IAS 34, IAS 40, IAS 41 и IFRS 7, носит технический характер — требования не поменялись по существу, но теперь представлены в более удачных формулировках.

Другая группа изменений, внесённых в IAS 1, IAS 16, IAS 19, IAS 20, IAS 23, IAS 27, IAS 28, IAS 29, IAS 31, IAS 36, IAS 38, IAS 39, IAS 40, IAS 41 и IFRS 5 не ограничивается техническими корректировками текста — здесь изменились требования по существу, хотя принципиальных и концептуальных изменений все же нет.

Все поправки должны применяться в обязательном порядке для финансовой отчётности за периоды, начинающиеся с 1 января 2008 года или после этой даты. И, как обычно, разрешается их досрочное применение.

МСФО, как и любые другие продукты творчества людей, довольно несовершенны, содержат массу изъянов, противоречий и пробелов. В связи с этим можно только приветствовать стремление Комитета к совершенствованию стандартов не только путём реализации новых проектов, но и путем доведения до ума ныне действующих требований. Российскому регулятору бухгалтерского учёта неплохо бы перенять эту идею. Ведь отечественные ПБУ куда более далеки от совершенства.

Наиболее подходящей для таких обновлений является ежегодная основа. Конечно, точечные поправки можно вносить и в текущем режиме по мере разработки обновлённых текстов. Однако, организациям, применяющим стандарты, такой порядок принесет множество затруднений. Как справедливо замечено в пресс-релизе Комитета, компаниям проще обновлять учётные системы, когда множество поправок принимается единовременно одним документом.

Нельзя сказать, что Совету удалось сразу добиться совершенства. Получилось лишь слегка «причесать» имеющиеся недочёты. Практически все действующие на сегодняшний день МСФО по-прежнему нуждаются в доработке.

Из стандартов, наиболее актуальных для российской практики, что не попали под правки, но в них нуждаются, можно отметить вышедший в текущем году IFRS 3 «Объединения бизнесов», выпущенный три года назад IFRS 6 «Освоение минеральных ресурсов», а также IAS 17 «Аренда». Но даже в испраленых стандартах многие недостатки остались, поскольку поправки затронули далеко не все имеющиеся проблемы локального характера.

Не похоже, чтобы Совет руководствовался каким-то определенным принципом при выборе стандартов и норм, нуждающихся в поправках. Видимо, поправки затронули лишь те вопросы, до которых «дошли руки».

23.05.2008 | 5233 просмотров