Итоги обсуждения предложений по проекту ФСБУ «Основные средства» ОМННО Совет Гринпис 03.04.2016г.Предложения (дополнения) к проекту ФСБУ "Основные средства"
Пояснительная записка Начиная с момента вступления в силу первой редакции ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) некоммерческие организации перестали начислять амортизацию по объектам основных средств, приобретаемым за счет целевого финансирования и используемым в уставной некоммерческой деятельности. По таким объектам основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 осуществляется начисление износа за балансом. Кроме того, в силу разъяснений, данных Минфином РФ (например, письма № 16-00-14/622 от 29.08.2000; №16-00-14/180 от 12.04.2001; №16-00-14/390 от 14.08.2001 и др.), некоммерческие организации при вводе в эксплуатацию основного средства делают, так называемую, проводку "отражение источника финансирования". Целью этой проводки является показать факт расходования определенного источника целевого финансирования на приобретение основного средства. Побочным эффектом этой проводки является появление в "капитале" НКО фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества, величина которого равна первоначальной стоимости основного средства, введенного в эксплуатацию. Таким образом, в балансе некоммерческой организации основное средство оказывается учтено дважды (в составе "Внеоборотных активов" и в разделе "Целевое финансирование" (аналог раздела «Капитал и резервы» для некоммерческих организаций). В обоих случаях основное средство учитывается по первоначальной стоимости, не переоценивается, не амортизируется. При выбытии основного средства списываются первоначальная стоимость основного средства и соответствующая величина фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества. В тоже время, учитывая специфику целевого финансирования, отказ от формирования фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также начисление амортизации "в общем порядке" как это предусмотрено текущей редакцией проекта ФСБУ приведет к сложностям во взаимоотношениях с донорами и сложностям в отражении в учете факта расходования в установленные сроки целевых средств, предоставленных на условиях срочности использования. Так, в том числе у контролирующих органов, могут возникнуть вопросы, например, о правомерности длительного (в течении нескольких лет) отнесения амортизации на краткосрочные (завершившиеся годы назад) источники целевого финансирования. Ныне действующий порядок учета основных средств в некоммерческих организациях таких проблем не создает. Вместе с тем, по основным средствам, используемым некоммерческой организацией в приносящей доход деятельности, амортизация (по ПБУ 6/01) также не начисляется, что ставит некоммерческие организации, ведущие приносящую доход деятельность, в неравное положение по сравнению с другими субъектами учёта. Предлагаемые изменения в значительной степени сохраняет сложившуюся практику учета основных средств в НКО с учетом нововведений ФСБУ ОС. Для полноценного раскрытия предлагаемого подхода и решения ряда других вопросов переходного периода потребуется разработка рекомендаций по применению ФСБУ ОС в некоммерческих организациях. Результат обсуждения Решено отказаться от исключения для некоммерческих организаций начислять амортизацию по основным средствам, поскольку для такого исключения отсутствуют основания. Решено ограничить специфику применения стандарта некоммерческими организациями только вопросами, связанными с отсутствием цели получения дохода. Соответствующие формулировки включены в пункты 2, 4, 6, 8, 9, 20, 56 проекта. Что касается фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества, то после нескольких этапов обсуждений решено исключить положения о нем из стандарта. Данный вопрос не относится к предмету стандарта по учету основных средств, так как не затрагивает вопросы учета основных средств. Создание, учет и списание такого фонда является предметом стандартов по учету в некоммерческих организациях или по учету капитала. Кроме того, в данном случае имеет место сущностное отступление от МСФО и даже отступление от МСФО для общественного сектора. Для такого осознанного отступления нужны веские основания. Ни ПБУ 6/01, ни методические указания по учету основных средств не содержат положений о таком фонде или каком-либо его аналоге. Поэтому введение ФСБУ в замену указанных документов не изменит нормативных требований по данному вопросу. Следовательно, некоммерческие организации могут сохранить ту практику учета в части специального фонда, которую применяли до вступления в силу ФСБУ по основным средствам. 03.10.2016, 18:45 | 4361 просмотров | 1901 загрузок Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Основные средства" |