Рекомендация Р-87/2017-КпР «Унификация учетной политики по ФСБУ и по МСФО»

 

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

 

Разработана

Некоммерческой организацией

ФОНД «НРБУ «БМЦ»

Принята Комитетом по рекомендациям 2017-09-15

Утверждена в итоговой редакции 2017-10-23

 

 

РЕКОМЕНДАЦИЯ  Р-87/2017 - КпР
УНИФИКАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФСБУ И ПО МСФО

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее – ПБУ 1/2008) в пункт 7 добавлен второй абзац, в соответствии с которым организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. В связи с применением данной нормы возникает ряд вопросов:

- Относится ли указанная возможность к организациям, не имеющим дочерних обществ, в силу чего их составленная по МСФО отчетность не может именоваться консолидированной?

- Относится ли указанная возможность к организациям, не обязанным составлять финансовую отчетность по МСФО в силу требований законодательства, которые составляют и раскрывают такую отчетность добровольно?

- Каким образом согласовать учетную политику материнской организации, сформированную с применением указанной возможности, с учетной политикой ее дочерних организаций, которые сами отчетность по МСФО не составляют? Распространяется ли указанная возможность на такие дочерние организации?

- Может ли организация, применяя указанную возможность, отказываться от применения любых предусмотренных ФСБУ способов, которые препятствуют полностью совместить ее российский учет с учетной политикой по МСФО? Какие существуют по этому поводу возможности и ограничения? В частности, допустим ли такой отказ в случаях, когда МСФО допускают более широкий выбор способов по сравнению с ФСБУ? Допустим ли отказ от сложившейся практики ведения бухгалтерского учета по ФСБУ в тех вопросах, по которым регулирующие нормы в ФСБУ отсутствуют?

 

РЕШЕНИЕ

1. Возможность формирования учетной политики в соответствии со вторым абзацем пункта 7 ПБУ 1/2008 распространяется на все организации, которые составляют свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО и раскрывают ее в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»[1]. Указанная возможность не зависит от наличия или отсутствия у организации дочерних обществ, а также от того, является ли составление и раскрытие указанной отчетности обязательным или добровольным.

 2. Организация, указанная в пункте 1 настоящей Рекомендации, при разработке и утверждении своих стандартов, обязательных к применению ее дочерними обществами (при наличии), вправе включать в эти стандарты положения учетной политики, сформированные с применением второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008.

 3. Организация, являющаяся дочерним обществом, формирует учетную политику с применением второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008, если это обусловлено положениями стандартов, разработанных и утвержденных ее материнской организацией в качестве обязательных к применению дочерними обществами. Указанное не зависит от того, составляет ли при этом дочернее общество свою финансовую отчетность по МСФО или не составляет.

 4. Применение второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 предполагает, что установленный федеральным стандартом способ бухгалтерского учета, от применения которого отказывается организация, приводит к нарушению требований МСФО. Организация не вправе отказаться от применения установленного федеральным стандартом способа бухгалтерского учета, если этот способ не нарушает требований МСФО, даже если он при этом не соответствует учетной политике организации по МСФО (в связи с наличием в МСФО диапазона выбора способов).

 5. Отступление от сложившейся практики ведения бухгалтерского учета по ФСБУ при отсутствии соответствующих способов бухгалтерского учета в ФСБУ не является неприменением способов бухгалтерского учета, установленных ФСБУ. Такие случаи не относятся к вопросам, регулируемым вторым абзацем пункта 7 ПБУ 1/2008. В таких случаях учетная политика организации формируется в соответствии с требованиями пункта 7.1 ПБУ 1/2008 вне зависимости от того, раскрывает ли организация при этом финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО.

 

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

Во втором абзаце пункта 7 ПБУ 1/2008 используются слова «или финансовую отчетность организации, не создающей группу». Эти слова свидетельствуют о том, что данная норма относится в том числе к организациям, у которых отсутствуют дочерние организации, в силу чего составленная ими финансовая отчетность не может именоваться «консолидированной». При этом в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» он применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 этого закона. В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется. Указанная формулировка включает слово «раскрытие». Условия, при которых финансовая отчетность считается раскрытой, изложены в части 2-4 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». При этом формулировка второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 не увязывает раскрытие составленной в соответствии с МСФО отчетности с возложением на организацию обязанности по ее составлению.

Таким образом, возможность применения второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008  не зависит от наличия или отсутствия у организации дочерних обществ, а также от того, является ли составление и раскрытие финансовой отчетности по МСФО обязательным или добровольным.

В соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности. Федеральный закон не предусматривает иных ограничений (помимо создания указанных препятствий) в части разработки экономическим субъектом своих стандартов, в частности, не ограничивает его возможности включать в эти стандарты положения, на которые этот субъект имеет право. При этом обязанность применения дочерними обществами стандартов, разработанных и утвержденных основным обществом в качестве обязательных для дочерних обществ, также не ограничивается какими-либо отдельными положениями этих стандартов.

Таким образом, организация, которая сама вправе применять второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008, при наличии у нее дочерних обществ может его применить в том числе и при разработке и утверждении своих стандартов, обязательных к применению ее дочерними обществами. В таком случае дочерние общества должны применять все положения этих стандартов, в том числе сформированные с применением второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008. При этом не имеет значения, относится ли само дочернее общество к организациям, указанным непосредственно во втором абзаце пункта 7 ПБУ 1/2008, то есть от того, составляет ли оно финансовую отчетность по МСФО от своего имени.

Второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008 не предусматривает применение МСФО вместо ФСБУ. В нем говорится о применении ФСБУ «с учетом требований МСФО». При этом конкретизировано, как именно можно при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Норма разрешает организации не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО.

Это означает, что организация может отказаться лишь от тех предусмотренных ФСБУ способов, применение которых приведет к нарушению МСФО, то есть не позволит организации заявить о соответствии МСФО своей отчетности, составленной с применением таких способов. Иными словами, речь идет о так называемых «неизбежных» различиях между учетной политикой организации по ФСБУ и МСФО (см. Пример 2). Если же различия обусловлены выбором самой организации в рамках допускаемых МСФО возможностей (т.е. не являются «неизбежными»), когда предусмотренный ФСБУ способ не нарушает требований МСФО, то отказаться от его применения организация не может (см. Пример 1).

В случае если способ бухгалтерского учета в ФСБУ не установлен, для унификации учетной политики с МСФО нет необходимости в отступлениях от каких либо норм, несмотря на то, что применение в таких случаях подходов МСФО может выглядеть как отступление от сложившейся широко распространенной практики ведения бухгалтерского учета. Второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008 не регулирует такие случаи. Порядок формирования учетной политики в условиях отсутствия способов в ФСБУ регулируется пунктом 7.1 ПБУ 1/2008, где дается иерархия используемых источников. Среди этих источников МСФО названы в первую очередь. Указанный порядок применяется всеми организациями (исключение предусмотрено в пункте 7.2 для применяющих упрощенные способы) вне зависимости от того, составляют ли и раскрывают ли они при этом финансовую отчетность в соответствии с МСФО (см. Пример 3).

 

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ

Приведенные ниже примеры иллюстрируют применение пунктов 4 и 5 настоящей Рекомендации

Пример 1. Отказ от применения способа не допускается

Организация включает в свою бухгалтерскую отчетность отчет о движении денежных средств, составляемый в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Та же организация раскрывает составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, в которую включает отчет о денежных потоках, подготовленный в соответствии с IAS 7 «Отчет о денежных потоках». При составлении этого отчета организация использует предусмотренную параграфом 18 (b) возможность представлять денежные потоки от текущих операций косвенным способом.

ПБУ 23/2011 предусматривает представление всех денежных потоков (в том числе от текущих операций) только прямым способом. С целью унификации учетных политик по ФСБУ и по МСФО организация рассматривает возможность отказаться от применения предусмотренного ФСБУ порядка представления денежных потоков от текущих операций прямым способом и применить вместо него косвенный способ представления этих денежных потоков, разрешаемый МСФО.

В соответствии с параграфом 18 IAS 7 организация должна представлять денежные потоки от операционной деятельности (эквивалент – «от текущих операций»), используя: (a) либо прямой метод, в соответствии с которым раскрывается информация об основных видах валовых денежных поступлений и выплат; (b) либо косвенный метод, в соответствии с которым прибыль или убыток корректируются с учетом влияний операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных поступлений или выплат от операционной деятельности, а также статей доходов или расходов, связанных с денежными потоками от инвестиционной или финансовой деятельности.

В соответствии с параграфом 19 поощряется использование организациями прямого метода представления денежных потоков от операционной деятельности. Прямой метод предоставляет информацию, которая может быть полезной для оценки будущих денежных потоков и которая недоступна в случае использования косвенного метода.

Из указанных положений IAS 7 следует, что представление денежных потоков от текущих операций прямым способом не нарушает требований МСФО. Более того, IAS 7 прямо говорит о том, что такой способ представления денежных потоков является предпочтительным и более информативным для пользователей отчетности.

Таким образом, организация не вправе на основании второго абзаца пункта 7 ПБУ 1/2008 отказаться от прямого способа представления денежных потоков, предусмотренного ПБУ 23/2011.

Пример 2. Отказ от применения способа допускается

Организация эксплуатирует оборудование, отражаемое в бухгалтерском учете в качестве основного средства. Организация несет обязанность по окончании эксплуатации оборудования демонтировать и утилизировать его надлежащим образом и ликвидировать негативные последствия для окружающей среды. Выполнение этой обязанности в будущем потребует от организации существенных затрат, в связи с чем в бухгалтерском учете признано оценочное обязательство (далее – ликвидационное обязательство). Поскольку возникновение у организации ликвидационного обязательства было непосредственно связано с приобретением, установкой и вводом в эксплуатацию оборудования, сумма признанного обязательства была включена в первоначальную стоимость основного средства. Основное средство учитывается без проведения переоценки.

По истечении некоторого времени организация исходя из новой информации изменяет оценку затрат, необходимых для выполнения ликвидационного  обязательства, в связи с чем изменяет его стоимость в бухгалтерском учете. На основании пункта 23 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (с учетом ссылок на пункты 8 и 22) изменение оценочного обязательства должно относиться на доходы или расходы периода, в котором произошло изменение. Кроме того, пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» запрещает изменять первоначальную стоимость основных средств кроме прямо предусмотренных случаев. Изменение первоначальной стоимости в связи с изменением величины оценочного обязательства среди таких случаев не предусмотрено.

Та же организация раскрывает составленную в соответствии с МСФО финансовую отчетность, в которой сформировались эквивалентные данные об основном средстве (учитываемом без переоценки) и ликвидационном обязательстве, и возникла необходимость изменения величины этого обязательства. На основании IFRIC 1 «Изменения в существующих ликвидационных обязательствах» изменение величины ликвидационного обязательства (в отличие от требований ПБУ) должно относиться на изменение первоначальной стоимости основного средства.

С целью унификации учетных политик по ФСБУ и по МСФО организация рассматривает возможность отказаться от применения предусмотренного ФСБУ способа учета изменений оценочных обязательств, предполагающего отнесение этих изменений на доходы/расходы периода, и применять вместо него по отношению к ликвидационным обязательствам способ, предусмотренный МСФО, предполагающий отнесение изменений оценки таких обязательств на изменение первоначальной стоимости соответствующих основных средств. Такой подход предполагается не в отношении отдельного объекта основных средств, а в отношении всех подобных случаев, как элемент учетной политики.

Предусмотренный IFRIC 1 порядок учета изменений оценочных обязательств, предполагающий отнесение этих изменений на изменение первоначальной стоимости соответствующих основных средств, является безальтернативным. В соответствии с параграфом 7 IAS 8 в том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО. В соответствии с параграфом 16 IAS 1 организация, финансовая отчетность которой соответствует МСФО, должна подтвердить это, включив в примечания к финансовой отчетности свое явное и однозначное заявление о таком соответствии. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, кроме случаев, когда она соответствует всем требованиям МСФО.

Таким образом, организация в рассматриваемом случае не имеет возможности выполнить требования МСФО, не отступив при этом от способа, установленного ПБУ 8/10 и ПБУ 6/01. Применение установленного ФСБУ способа приведет к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО. Следовательно, организация вправе не применять этот способ.

Если организация воспользовалась этим правом, то на основании пункта 20.1 ПБУ 1/08, она должна в своей бухгалтерской отчетности сообщить о неприменении требований пункта 22 ПБУ 8/10 и пункта 14 ПБУ 6/01 в связи с необходимостью соответствия требованиям IFRIC 1, описав при этом существо отступления – отнесение изменений величины ликвидационных обязательств на изменение первоначальной стоимости соответствующих основных средств вместо включения в доходы или расходы периода. Раскрытие каких-либо количественных аспектов такого отступления не требуется.

Пример 3. Способ отсутствует

Организация формирует в соответствии с ФСБУ бухгалтерскую отчетность, где представляет в своем бухгалтерском балансе основные средства по балансовой стоимости. Эта балансовая стоимость по сложившейся практике бухгалтерского учета рассчитывается как первоначальная стоимость за вычетом накопленной амортизации.

Та же организация составляет в соответствии с МСФО финансовую отчетность, где в отчете о финансовом положении тоже отражаются основные средства по балансовой стоимости. Эта балансовая стоимость, исходя из требований МСФО, рассчитывается как первоначальная стоимость за вычетом накопленной амортизации и накопленного обесценения.

С целью унификации учетных политик по ФСБУ и по МСФО организация рассматривает возможность отказаться от сложившейся практики представления в бухгалтерском балансе по ФСБУ стоимости основных средств с тем, чтобы учитывать при ее определении наряду с амортизацией накопленное обесценение основных средств так же, как она это делает по МСФО.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций, регламентирует вопросы формирования и изменения первоначальной стоимости основных средств, а также вопросы начисления амортизации по ним. При этом Положение не рассматривает вопросы стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе, а также вопросы обесценения основных средств.

Пункт 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» требует включать в бухгалтерский баланс числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях. При этом Положение не ограничивает применение этого требования конкретными регулирующими величинами и не делает исключений для каких-либо из них, например, для таких как обесценение.

Таким образом, в ФСБУ отсутствуют способы бухгалтерского учета, от применения которых организации пришлось бы отказаться с целью унификации своей учетной политики по ФСБУ и МСФО в части вопроса учета обесценения основных средств. Следовательно, второй абзац пункта 7 ПБУ 1/2008 для решения такого вопроса неприменим.

По этому вопросу организация должна формировать учетную политику в соответствии с требованиями пункта 7.1 ПБУ 1/2008. Все три названных в этом пункте вида документов, которые должна последовательно использовать организация при разработке соответствующего способа бухгалтерского учета, приводят к одинаковому выводу о необходимости учета обесценения основных средств  наряду с амортизацией:

а) в части МСФО – параграфы 6,30,63 IAS 16 «Основные средства»;

б) в части положений ФСБУ по аналогичным и (или) связанным вопросам – пункт 22 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», пункты 19-20 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»;

в) в части рекомендаций в области бухгалтерского учета – Рекомендация Р‑56/2015‑КпР «Обесценение основных средств».



[1] Условия, при которых консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, указаны в частях 2-4  статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

23.10.2017, 18:00 | 13017 просмотров | 2961 загрузок

Категории: Рекомендации БМЦ