Материал к заседанию 20.04.2016г. - Аудит дебиторской задоженности

Материал к заседанию 20.04.2016г.

Аудит дебиторской задоженности

Учет дебиторской задолженности ведется Организацией в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

При проведении аудита дебиторской задолженности Аудитор руководствовался:

  • Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 21 «Особенности аудита оценочных значений», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696,
  • Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности»;
  • внутрифирменными стандартами аудиторской деятельности «Планирование аудита», «Существенность».

 

По результатам проведения аудита дебиторской задолженности мы обращаем Ваше внимание на следующее:

Сомнительная задолженность

Описание ситуации

При составлении бухгалтерской отчетности за 2015 год Организация не сформировала резерв по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности по взносам собственников многоквартирных домов на капитальный ремонт.

Величина дебиторской задолженности по взносам на 31.12.2015 составила 328 094 тыс. руб., из которых только 75 360 тыс. руб. является текущей задолженностью (взносы, начисленные за декабрь 2015 г. и подлежащие оплате в январе 2016 г.). Таким образом, размер просроченной задолженности на 31 12.2015 составляет 252 735 тыс. руб.

Информация об уровне собираемости взносов раскрыта на официальном сайте Фонда (kaprem.tomsk.ru).  Так, по данным сайта за пятнадцать месяцев работы Организации размер собираемости взносов за капремонт составил 74,5 %  (по данным Аудитора – 75,36%, т.е. погрешность расчета можно считать приемлемой; расчет Аудитора см. в Приложении «РАСЧЕТ_РСД»).

Таким образом, уровень недофинансирования взносов на капитальный ремонт по состоянию на отчетную дату составил порядка 25% от общей величины начислений, что соответствует начислению взносов более чем за 3 месяца[1]. Нетрудно представить, что при неизменном уровне собираемости взносов величина сомнительной дебиторской задолженности на будущие отчетные даты будет расти в арифметической прогрессии.

Согласно принятой учетной политике показатель целевого финансирования формируется по мере погашения задолженности по взносам в размере фактически уплаченных денежных средств (на основании части 1 ст. 179 ЖК РФ, согласно которой имущество РО формируют фактически уплаченные платежи собственников на капитальный ремонт). При этом неоплаченная часть взносов (дебиторская задолженность в активе баланса) формируется за счет  источника «Доходы будущих периодов» в пассиве баланса.  По своему экономическому содержанию показатель доходов будущих периодов представляет собой целевое финансирование, ожидаемое к поступлению в будущих периодах, и соответствует обязательствам Организации по освоению этого финансирования в будущем.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета в отношении взносов на капитальный ремонт (включая механизм оценки вероятности погашения просроченной задолженности полностью или частично) не определен учетной политикой Организации.

Требования нормативных актов

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее – ПВБУ) организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации (п. 77 ПВБУ).

На необходимость создания резервов по сомнительным долгам некоммерческими организациями также указал Минфин России в п. 9 Информации «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)».

В соответствии с п. 3 ПБУ 21/2008[2] резерв по сомнительным долгам является одним из видов оценочных значений. Согласно п. 2 данного ПБУ изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008[3] учетная политика организации должна обеспечивать (в частности):

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Пунктом 7 ПБУ 1/2008 установлено, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Требования к составу, содержанию и методическим основам формирования бухгалтерской отчетности организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»[4].

В соответствии с п. 6 данного положения бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

Последствия и выводы

Как видно из приведенных выше норм действующего законодательства, создание резервов по сомнительным долгам является обязательным для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы.

Вместе с тем нормами действующего законодательства не определено, за счет какого источника должен формироваться указанный резерв в некоммерческих организациях (в п. 77 ПВБУ указано лишь, что списание безнадежных долгов производится на увеличение расходов у некоммерческой организации).

Кроме того, установленный законодательством порядок определения величины резерва (отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично), в рассматриваемой ситуации, когда количество лицевых счетов собственников превышает 300 тысяч, практически нереализуем.

Однако само по себе отсутствие в законодательстве по бухгалтерскому учету конкретных указаний по порядку формирования резерва по сомнительным долгам в отношении взносов на капитальный ремонт не освобождает Организацию от необходимости создания такого резерва. В связи с этим на основании 7 ПБУ 1/2008 Организации следует самостоятельно разработать способ оценки вероятности погашения сомнительной задолженности по взносам на капитальный ремонт для целей формирования резерва по сомнительным долгам (на основании 7 ПБУ 1/2008), а также определить источник, за счет которого будет формироваться указанный резерв. Разработанный таким образом способ должен отвечать критериям осмотрительности, рациональности, а также приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008).

Рекомендации (мнение Аудитора)

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации источником для формирования резерва по сомнительным долгам в части взносов на капитальный ремонт должна являться непосредственно балансовая статья «Доходы будущих периодов» (целевое финансирование будущих периодов), на счет которой изначально начислена дебиторская задолженность. Создание резерва за счет увеличения расходов, по нашему мнению, не будет являться оправданным в условиях принятой учетной политики, поскольку в отношении просроченной задолженности источник целевого финансирования еще не сформирован (его формирование отложено на будущие периоды до момента фактической оплаты взносов), и сформированный таким образом расход в виде резерва при закрытии счетов приведет к неправомерному уменьшению целевого финансирования.

Что касается оценки величины создаваемого резерва, то способ ее измерения может основываться на текущей статистике собираемости взносов с учетом требования осмотрительности (в терминологии ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» - исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств).

Необходимо учитывать, что при формировании бухгалтерской отчетности в будущих периодах величина сформированного резерва подлежит пересмотру на каждую отчетную дату в соответствии с требованиями ПБУ 21/2008.  

 

СПРАВОЧНО:

ссылка на информацию о собираемости взносов -    http://kaprem.tomsk.ru/news/?id=119

 

РАЗМЕР СОБИРАЕМОСТИ ВЗНОСОВ ЗА КАПРЕМОНТ СОСТАВИЛ 74,5 ПРОЦЕНТОВ

Новости

 

05.02.2016

За пятнадцать месяцев на общий счет Регионального фонда капремонта многоквартирных домов Томской области поступило 820 млн рублей, что составило 74,5% от общей суммы начислений. Из них в 2015 году на общий счет собственниками было перечислено 682,05 млн рублей (76,6%).

Среди лидеров по собираемости взносов оказались Парабельский район – 81,4% (2,359 млн рублей), Чаинский район – 79,11% (1,365 млн рублей) и город Томск – 78,82% (483,7 млн рублей).

Как сообщил и.о. гендиректора Регионального фонда капремонта МКД Томской области Сергей Световец, с 20 сентября прошлого года должники по уплате взносов начали получать квитанции с размером пени. За три последних месяца региональный оператор начислил пени в размере 17,4 млн рублей, из которых уже около 2 млн рублей собственники погасили добровольно.

Кроме того, региональный оператор приступил к взысканию задолженности через суд.

В настоящее время в судебные инстанции подано 100 исков на сумму более 367 тыс. рублей, из них уже рассмотрены и удовлетворены 20 исковых заявлений на сумму около 77 тыс. рублей.

«В первую очередь судебные иски подавались на самых злостных неплательщиков, в том числе по тем многоквартирным домам, где капитальный ремонт уже проведен или ведется в настоящее время. Это собственники многоквартирных домов Томска, Северска, Асина и Стрежевого. В трех случаях нами заключено мировое соглашение – должники обязались погасить всю задолженность, включая пеню и судебные издержки в виде госпошлины», – сообщил Сергей Световец.

Напомним, что с 1 января 2016 года размер пени увеличен. Это связано с решением Центробанка России привязать ставку рефинансирования к значению ключевой ставки, которая в настоящее время равна 11% годовых. 

 



[1] По данным биллинговой системы среднемесячный размер начислений за период с октября 2014 г. по декабрь 2015 г. составил 73 397 тыс. руб.; общий размер начислений за этот же период составил 1 100 959 тыс. руб. (все данные приведены в Приложении «РЕЗЕРВ_СД»).

[2] Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)" – утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

[3] Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" – утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

[4] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н. 

20.04.2016, 11:19 | 5634 просмотров | 1737 загрузок

Категории: Другие документы БМЦ