31-08-16 ООО "EY"- замечания по проекту ФСБУ "Запасы"

Комментарии по проекту Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы»

Статья

Пункт

Текст пункта/ подпункта

комментарий / предложенная формулировка

 Результаты обсуждения

I

1

Настоящий Стандарт не применяется организациями государственного сектора.

Привести определение организаций государственного сектора (преобладающее государственное участие или государственные (муниципальные) учреждения)

Определение есть в ФЗ «О бухучете»

I

2

В целях бухгалтерского учета запасами организации считаются материальные нефинансовые активы, используемые в рамках обычного операционного цикла организации.

Привести определение или ссылку на иной законодательный акт по финансовым и нефинансовым активам, либо удалить слово «нефинансовые»

Учтено в новой формулировке п.3

I

2

б)           инструменты, инвентарь, оборудование, тара и другие аналогичные объекты со сроками использования до 12 месяцев, используемые при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;

б)           инструменты, инвентарь, оборудование, тара и другие аналогичные объекты со сроками использования до 12 месяцев или менее операционного цикла организации, используемые при производстве и продаже продукции, товаров, выполнении работ, оказании услуг;

Учтено в формулировке «не более» (п.3)

I

2

д)           затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, полуфабрикаты собственного производства;

д)           затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, полуфабрикаты;

Удаление слов нецелесообразно, так как покупные полуфабрикаты – то же самое, что материалы

I

2

и)           объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для целей продажи в ходе обычной деятельности организации;

Необходимо соотнести включение данного подпункта с ПБУ долгосрочных инвестиций от 30.12.1993 г. в части учета у заказчика (инвестора) и застройщика.

Положение предполагается к отмене вместе с вводом этого стандарта. Необходимые нормы из него включены в стандарт

I

3

3.           Запасами не признаются:

в)           предметы, предназначенные для административных целей;

Подпункт в) удалить поскольку запасы, предназначенные для административных целей а) соответствуют критериям признания в качестве запасов; б) отсутствует правило учета таких предметов вне запасов

Учтено с учетом включения третьего абзаца в п.2. и изложением его в новой редакции с возможностью выбора.

Исходя из IAS 2 то, что предназначено для административных целей не может являться запасами. Но практика применения МСФО показывает, что организации признают такие объекты запасами. Ввиду такого противоречия решено оставить вопрос на усмотрение организации. Значительного эффекта для финансовой отчетности от варианта его решения не ожидается ввиду короткого периода между приобретением «административных» запасов и их списанием в связи с передачей в использование.

I

3

Запасами не признаются:

г)            материальные ценности, находящиеся у организации на ответственном хранении, в процессе переработки в качестве давальческого сырья, на основании договора комиссии у комиссионера, в процессе транспортировки у экспедиторов, перевозчиков.

Подпункт г) удалить. В частности по причине того, что ТМЦ в процессе транспортировки у экспедиторов или перевозчиков могут являться запасами организации при покупке на условиях отгрузка с завода производителя, ТМЦ в процессе переработки в качестве давальческого сырья также могут являться запасами организации, если последняя передала это сырье на переработку

Учтено путем уточнения редакции (пп.«г» п.4)

Если покупает для себя, значит организация – не экспедитор и не перевозчик, а покупатель.

Переработка давальческого сырья – это услуга. Сырье – не актив переработчика. Никаких рисков и выгод он не несёт.

I

4

В случае если назначение признанных запасов изменяется таким образом, что в новом назначении они не могут далее считаться запасами (например, материалы, ранее предназначавшиеся для производства или перепродажи, становятся предназначенными для создания внеоборотных активов), организация переводит такие запасы в другой соответствующий вид активов.

Дополнить словами « без пересчета сравнительных показателей» или словом «перспективно»

Учтено (п.37)

I

5

Подпункты а и б

Пункт 5 удалить в связи с не ясными формулировками («МБП», «бывшие основные средства», «другие внеоборотные активы, эксплуатация которых прекращена», «активы, извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, реконструкции, модернизации основных средств») и таких активов не бывает. Кроме того, в п. 54  ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 № 107н,

от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н,

от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) есть указания по учету запасов при списании непригодных основных средств: «Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию

основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания.»

 

Данный вопрос необходимо урегулировать в этом стандарте. Иначе получится «пробел» с точки зрения ФСБУ «Основные средства». Оба проекта идут в паре и согласно Программе будут приниматься одновременно.

II

9

В себестоимость запасов при их приобретении у других лиц включаются:

а)           суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 10 – 13 настоящего Стандарта;

б)           затраты на получение информационных и консультационных услуг;

В себестоимость запасов при их приобретении включаются:

а)           суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате поставщику, определяемые с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 10 – 13 настоящего Стандарта;

б)           затраты на получение информационных и консультационных услуг, непосредственно связанные с приобретением или изготовлением запасов;

Учтено (п.11).

Фраза добавлена не в подпункт б), а в общее начало пункта.

Иначе этот «хвостик» пришлось бы повторять во всех других подпунктах.

II

11

При приобретении запасов на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена организацией при отсутствии отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной подлежащих в будущем уплате денежных средств учитывается в порядке, установленном для учета долговых затрат на протяжении всего периода отсрочки (рассрочки).

Пункт 11 удалить, так как при рассрочке (отсрочке) платежа стоимость товара не увеличивается на проценты (товарный кредит)

Это одно из отступлений российской практики от МСФО и общепринятой мировой прауктики, которое новый стандарт призван устранить.

II

12

При приобретении организацией запасов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами (включая договоры мены), себестоимостью запасов (в части исполнения обязательств неденежными средствами) считается сумма, по которой организация могла бы продать за денежные средства передаваемые имущество, имущественные права, работы, услуги. При невозможности определения указанной суммы себестоимостью запасов считается их рыночная стоимость на момент заключения договора, а при невозможности её определения – балансовая стоимость передаваемых активов, фактические затраты на выполнение работ, оказание услуг.

Данный пункт не соответствует пункту 6.3 ПБУ 10/99: «Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).»

У ФСБУ нет цели соответствовать действующим ПБУ, по которым Программой предполагается выпуск новых ФСБУ. Наоборот, задача новых стандартов как раз исправлять неудачные нормы, такие как в п.6.3 ПБУ 10.

II

13

 

Привести в соответствие понятие рыночной стоимости запасов от учредителей (участников, акционеров) и термина «текущей рыночной стоимости» (по тексту документа и других нормативных актах по бухгалтерскому учету)

Учтено. Использовано понятие «справедливой стоимости» со ссылкой на ее определение в соответствии с МСФО (п.14)

II

14, 15

 

Пункты 14 и 15 удалить

Нецелесообразно. Эти положения необходимы для реализации целей стандарта.

II

16

В себестоимость запасов также включаются:

в)           величина возникшего при приобретении или создании запасов оценочного обязательства по демонтажу, удалению запасов и восстановлению окружающей среды на занимаемом ими участке;

Подпункт в) удалить, так как такое включение не предусмотрено для запасов в соответствии с ПБУ 8, п. 12 («12. Оценочные обязательства в отношении ожидаемых убытков от деятельности организации в целом, либо от отдельных видов или регионов ее деятельности, подразделений, видов продукции (работ, услуг) и от иных факторов не признаются в бухгалтерском учете

Здесь совсем нет речи о том, о чем говорится в п.12 ПБУ 8/2010.

Эта норма проекта полностью соответствует ПБУ 8/2010, в частности пунктам 5 и 8 ПБУ 8/2010

II

16

В себестоимость запасов также включаются:

г)            проценты и другие долговые затраты, которые в установленном порядке подлежат включению в стоимость актива.

Подпункт г) удалить, так как такое включение не предусмотрено для запасов в соответствии с ПБУ 15/2008: «Для целей настоящего Положения под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.»

Такой вывод из норм ПБУ 15 не следует. Подобные неясности являются причиной, по которой ПБУ 15 предполагается к отмене с принятием ФСБУ по финансовым инструментам.

II

17

17.         В себестоимость запасов при их создании, производстве и переработке на разных стадиях производственного процесса включаются затраты, непосредственно связанные с осуществлением, управлением и обеспечением производственного процесса (стоимость сырья и материалов, вознаграждения работникам и связанные с ними социальные выплаты, оплата услуг третьих лиц, амортизация, содержание и техническое обслуживание основных средств, амортизация нематериальных активов и др.).

Данный пункт предусматривает распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов на стоимость готовой продукции в обязательном порядке, однако, согласно п. 59 и п. 63 ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 № 107н,

от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н,

от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н), организации вправе применять учет готовой продукции и незавершенного производства по прямым затратам, по полной или нормативной себестоимости и по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов (для незавершенного производства).

Задача ФСБУ как раз в том, чтобы устранить существующую анархию в данном вопросе

II

18

 

Пункт необходимо переработать в части соответствия требованиям пп. 58-64 ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 № 107н,

от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н,

от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н)

ФСБУ не ставит задач соответствия этому положению

II

19,20

 

Пункты содержат ссылку на «плановую величину затрат на приобретение, производство и переработку запасов», «нормальные (обычно необходимые) объемы использования сырья и материалов и загрузки производственных мощностей» и «нормальный (обычный) уровень загрузки производственных мощностей». Данные понятия отсутствуют в нормативных документах по бухгалтерскому учету, не являются единообразными доля различных организаций, требуют значительного уровня взаимодействия между бухгалтерией и бизнес процессами, а также в ряде случаев могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка или отсутствовать вообще. В этом случае применение указанных понятий различными организациями по разному приведут к существенным разницам в оценке одних и тех же запасов у разных организаций.

Трактовка действительно может быть разной. Но различия в трактовке вряд ли приведут к проблемам при применении данных пунктов. А попытки определить понятие «нормальный (обычный)» потребуют использования новых понятий и терминов, которые тоже потребуют определения, как снежный ком. Будет ещё хуже. А удалять нормы нельзя – они необходимы для реализации целей стандарта. Рисков неадекватного практического применения из-за вариаций в трактовке понятия не усматривается.

II

22

 

В пункте указаны организации сельского, лесного и рыбного хозяйства, которые вправе применять оценку запасов по текущей рыночной стоимости. Целесообразно ли это для российских организаций этих отраслей?

Это разрешение, а не обязанность. Если это разрешено МСФО, то нет причин запрещать это в ФСБУ.

III

 

 

Статья III должна быть приведена в соответствие с ПОЛОЖЕНИЕМ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, пункт 58. Выделение средневзвешенной стоимости как метода учета запасов не целесообразно, достаточно средней себестоимости.

Средней или средневзвешенной – вопрос понимания термина. Из двух слов «средневзвешенная» представляется более корректной, поскольку при ее оценке всегда используются не только стоимостные величины, но и физические объемы (т.е. «веса») оцениваемых партий запасов.

III

27

В случае если чистая стоимость продажи ранее уцененных запасов повышается, такие запасы дооцениваются до их чистой стоимости продажи, но в пределах ранее признанной уценки запасов.

Возможность дооценивать запасы до чистой стоимости реализации на каждую отчетную дату приведет к волатильности финансовых результатов. Целесообразно признавать финансовый результат от реализации запасов, чистая стоимость реализации которых увеличилась, в момент реализации, а не на каждую отчетную дату, поскольку запасы не являются финансовым активом.

Нужны веские основания, чтобы в этом вопросе осознанно отступать от МСФО. Нет причин, чтобы пользователя российской отчетности лишать актуальной информации о стоимости запасов по сравнению с пользователями отчетности в других странах.

IV

 

 

Статья IV должна быть приведена в соответствие с ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» и с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», в соответствии с которым прочими расходами являются отчисления в оценочные резервы.

Учтено. Из стандарта исключены положения, уточняющие вид расходов, как не являющиеся предметом стандарта.

V

 

Подпункт з)

з) удалить, так как последствий от изменений способов оценки однородных запасов быть не должно в связи с требованием последовательности применения способов оценки. В противном случае это является изменением учетной политики или исправлением ошибки, которые регулируются отдельными ПБУ

Частные изменения учетной политики должны быть в тематических стандартах, таких как этот. Кроме того, если изменились условия хозяйствования, то это не изменение учетной политики.

 

21.09.2016, 17:14 | 4381 просмотров | 1889 загрузок

Категории: Замечания по проекту ФСБУ "Запасы"